Популярное: принятие настоящего
Сегодня привожу описание одной классной техники самоуспокоения. Она помогает взрастить тот внутренний островок осознанности, который позволяет не утопать с головой вовлеченным в драму обыденной жизни. Выработалась спонтанно в ходе личной практики. Делю ее на два уровня: первый – базовый, для всех, второй – продвинутый, для избранных желающих копнуть себя глубоко. Технику условно называю «принятием настоящего», потому как именно этому процессу она непосредственно способствует. Проверено и отработано на себе и заинтересовавшихся темой клиентах.
© Игорь Саторин
Попробуйте охватить свое тело внутренним взором. Пройдитесь вниманием по всем его частям, задерживаясь в каждой на несколько секунд, чтобы ее почувствовать и отпустить: левая рука, правая рука, живот, грудь, лицо, лоб, голова в целом, горло, поясница, левая ягодица, правая ягодица, левая лопатка, правая лопатка, спина в целом, левая нога, правая нога, все тело целиком.
Можно известись, пытаясь ублажиться впечатлениями, но так и не успокоиться. Развлечения, секс, информационные и химические наркотики по итогу вызывают еще большее опустошение. Медитация не насыщает этот неуемный голод, а вскрывает его причины, и «подкожные автоматизмы», принуждающие к вечным метаниям и поискам, перестают помыкать умом.
До сих пор удивляюсь, как люди, получив вкус практики, начинают говорить на одном языке, понимая друг друга на таком уровне, который обывателю может показаться какой-нибудь фантастической ахинеей.
Шестой ориентир: обратите внимание на то, что все ваши ощущения – это единый акт осознавания настоящего. Ваше тело – это акт осознавания вашего тела. Все, что вы ощущаете прямо сейчас – это пространство и форма вашего сознания. Оно осознает без всяких усилий – спонтанно и непрерывно. Все вообще – это ваше самопроизвольное осознавание. Все ощущения, формы, процессы – это области осознавания. Оставайтесь в этом, не отвлекаясь на частности. Замечайте единый процесс осознавания, происходящий прямо сейчас.
Пятый ориентир: обратите внимание на собственное присутствие в настоящем. Заметьте, что вы просто есть, и никаких усилий для этого не требуется. Но нечто мешает вам просто быть, сопротивляется своему естественному присутствию и побуждает к чему-то. Почувствуйте, что мешает вам оставаться в настоящем и просто быть.
Третий ориентир – более тонкий и значимый для принятия настоящего: вы направляете внимание туда, куда смотреть не хочется. Вы пробуете чувствовать то, что чувствовать не хочется. Чем более запретным для собственного взора кажется очередное пространство нутра, тем важней набраться наглой смелости и посмотреть именно туда. Чем сильней сопротивление, тем важней заглянуть в самый очаг этого переживания. Если дискомфорт усиливается, наблюдайте еще смелей за его источником, пронизывайте его внутренним взором. Принятие настоящего напрямую зависит от степени открытости собственному нутру.
Практика принятия настоящего – не из приятных, но получив ее реальный вкус, нечто внутри начинает осознавать, что бегать от собственного сопротивления бесполезно, – оно остается с тобой до тех пор, пока не займешься принятием реальной причины своей неудовлетворенности со всей возможной открытостью.
Принятие настоящего – это разновидность медитации, которую может использовать самый обычный, непричастный к восточным учениям, человек. Смею заявить, что к ней применимо свойство успешных игровых проектов: «Easy to learn, hard to master» (в переводе – легко начать, сложно достичь высот). Техника подойдет каждому для выравнивания своего состояния, а при усердном подходе может привести к удивительным открытиям на собственный счет.
В этой статье использую уже неплохо проверенные слова, оказавшиеся понятными многим начинающим практикующим. И все равно напоминаю – теория и практика – два разных мира. Не перепутайте.
Даже двухсекундный опыт воплощенной практики очень ценен – к нему начинающий практикующий сможет интуитивно возвращаться и его развивать. В противном случае можно рыться годами в теориях, даже не осознавая, что практика до сих пор не началась.
Первый ориентир: вы смотрите на собственный дискомфорт – ту самую психическую взбудораженность. Вы пронизываете ее внутренним взором в объеме со всех сторон. Направьте внимание в эпицентр своего дискомфорта – он же его источник. Не ищите каких-то особенных переживаний. Речь идет именно о том, что вы чувствуете прямо сейчас. Делать с этим ничего не нужно. Просто смотрите.
В практике принятия настоящего сам отказ осознавать и проживать становится объектом осознавания и проживания. Поэтому, когда вы «нащупываете» дискомфорт, сделайте еще один шаг, как бы спрашивая себя: «что во мне реагирует на этот дискомфорт?»
Четвертый ориентир: вы ничего ни с чем не делаете, ничего не выбираете, ни во что не вмешиваетесь, а просто смотрите на причину собственных выборов. Теперь вы – не деятель, а наблюдатель. Вы наблюдаете уже не какое-то конкретное дискомфортное переживание, а свое сопротивление этому переживанию.
В одном из ориентиров практики я упомянул, что не нужно искать каких-то особенных переживаний. Наблюдать необходимо то, что наблюдается. Вы удивитесь, какие глубины таятся за привычным фоновым потоком повседневного дискомфорта. Большинство практикующих проживают видимый источник и эпицентр напряжения где-то в районе глотки – то есть там, где эго проявляется во внешнем мире телесным голосом.
Немного сокращенная аудио-версия статьи
По моим наблюдениям истинный источник психического страдания – это не какие-то конкретные переживания, а собственное сопротивление им. Куда проще – открыто принять настоящее, чем продолжать метаться, сопротивляясь. Но дело в том, что сама природа сопротивления устроена таким образом, чтобы не замечать того, как именно и чему сопротивляются. Поэтому практика – утонченная и многоуровневая. Она планомерно раскрывает собственную безграничность практикующего.
Для выполнения практики перечислю несколько ориентиров. Сработать может любой. Ориентиры необходимы для наблюдения за реальными явлениями, на которые они указывают, поэтому не спешите, примеряйте каждый, пытайтесь прочувствовать на практике, о чем идет речь.
Эту практику я советую людям склонным к нервному перевозбуждению, и вообще, каждому, кто хочет обучиться успокаиваться. Под успокоением я здесь подразумеваю не засыпание, а прекращение умственных метаний и психической взбудораженности, когда поток мыслей и чувств сглаживается – и наступает то самое пригодное для любой жизненной ситуации состояние внутренней спокойной ясности, к которому все так стремятся.
Прочувствуйте свое сопротивление настоящему. Заметьте, что вы продолжаете волевые действия даже на тонком психическом уровне. Обратите внимание на причину этих действий – то самое направление, куда смотреть не хочется. Прочувствуйте изнутри и со всех сторон импульс, который побуждает вас действовать.
Выполнять практику можно по мере необходимости, когда почувствуете излишнюю взбудораженность. Краткий вариант практики на 5-10 минут рекомендую выполнять каждому хотя бы пару раз в неделю.
Почти все человеческие проблемы можно свести к тому, что жизнь здесь и сейчас не устраивает. Нечто внутри нас сопротивляется настоящему, не принимает его. Сопротивление проявляется в непрерывном удержании тонкого напряжения, которое побуждает пребывать в мороке привычной жизни – об этом говорил на progressman.ru в прошлогодней статье про осознанность и драму.
Нелегко объяснять, как выполнять медитацию, чтобы слушатель от слов, наконец, перешел к делу. Очень уж она интуитивна и становится по-настоящему понятной исключительно на практике – никак не из теории.
В ходе практики можно заметить, что конечное звено всех напряжений – это чувство себя, как деятеля – оно же чувство «я». Будете смотреть на «я» – найдете деятеля. Будете смотреть на деятеля – найдете «я». А если посмотрите в сторону источника всех напряжений, найдете там себя же в собственной исконной основе.
Все то же самое, но глубже и тоньше. В аккурат подходит уже относительно опытным и усердным практикующим, заимевшим способность размещать свой чуткий взор в направлениях собственного психического устройства. Помогает вскрывать глубинные грани своего нутра и прорабатывать тончайшие причины личных напряжений. Если почувствуете, что к практике не готовы, тогда возвращайтесь к базовому варианту.
Для начала практики можно устроиться в любом удобном положении, желательно сидя, чтобы не заснуть. Далее можно закрыть глаза и выполнить любую технику расслабления, особо не заморачиваясь качеством последующей расслабленности.
Другие статьи по этой теме:
Клиентам я иногда привожу аналогию, где говорю, что психологический анализ подобен отладке глючного софта («программного обеспечения»). Медитация же затрагивает более глубинные уровни, вплоть до «железа» (это, где у компьютеров – провода, платы и микросхемы), и помогает разгружать память «машины» в целом.
Замечено, что ежедневная практика часто выхолащивается до «сухого» ритуала, не принося особых результатов. Нутро требует своеобразной подзарядки, чтобы после – заглянуть за очередной рубеж. Могут потребоваться перерывы от одного до нескольких дней. Экспериментируйте.
Слова – всего лишь черточки и звуки на пустотном фоне. Смысл же слов – это всегда уникальный «вкус», порождаемый личными психическими рецепторами – его каждый воспринимает по-своему. Поэтому в живом общении я избегаю проповедей, и пытаюсь прислушиваться к тому, как слова воспринимаются, чтобы говорить на языке слушателя.
Продвинутый уровень практики не ограничивается во времени. Практикуйте, пока практикуется.
Здесь я даю еще несколько более тонких ориентиров.
Большая часть психических проблем случается из-за глючных программ, поэтому удачно обрабатывается анализом. Устранил неадаптивное убеждение, посмотрел на жизнь иначе – на душе полегчало.
Но если «машина» тормозит, программы подвисают, «окна» не закрываются из-за непомерно насыщенного потока активных процессов, тогда мы уже не отлаживаем конкретные программы, а попросту их отключаем хотя бы на время. Десктоп очищается – тишь, да гладь. Эмоции рассеиваются, метания и взбудораженность ума проходит – на душе, опять же, легчает.
Второй ориентир: глядя на эпицентр внутреннего напряжения, вы его отпускаете и расслабляетесь, позволяя всему пребывать и двигаться именно так, как оно уже без вашей воли пребывает и движется. Там, где напряжения остаются, вы заглядываете в их источник и отпускаете.
Источник: http://kraskedr.ru