Подборка: кухлянка, камлейка и еще 5 видов традиционной одежды народов крайнего севера
Зима вступила в свои права, и хотя на западе России пока с оговорками можно ходить и в пальто, мы решили обратиться к тайному знанию — традиционной одежде народов Крайнего Севера. Сколько можно эксплуатировать экипировку лесорубов и полярников, какой же это херитейдж? То ли дело алеуты, чукчи, эскимосы и иже с ними — аборигенное население самых суровых климатических зон нашей планеты.
В общем-то, родственная унтам обувь обитателей американского континента — инуитов и юпиков. Также делались из укороченного меха оленей или тюленей и обычно в высоту доставали лишь до голени. Инуитские ремесленники, а точнее жены, частенько дошивали снаружи помпоны или кисти из кроличьего или лисьего меха. В Гренландии и Восточной Аляске также была распространена техника обшивания ботинок хрящами животных для того, чтобы поступь охотника была совсем мягкой и бесшумной.
Для обозначения наиболее распространенного низа народов Севера — меховых штанов — каких-либо оригинальных терминов нам не известно. Однако именно их в том или ином виде носили и носят почти все обитатели северных широт. Зимой принято надевать сразу две пары или же, как у эскимосов, поддевать под такие штаны — внимание — меховые (!) чулки.
Нам до сих пор непонятно почему, но большинство народов Севера — от алеутов и инуитов до чукчей — старались обходиться без головных уборов (и без рукавиц, кстати). Шляпы служили, скорее, статусным целям — их носили шаманы или люди высокого положения. Если же говорить об относительно распространённых в массах головных уборах, то таковым, конечно, будет капорообразная меховая шапка, напоминающая дамский чепец или маленький капюшон — кому что ближе. Шили их, правда, уже не из оленей, а из мелкого зверя — бобра или соболя, а изнутри такие шапки подбивались мехом белки, горностая, лисичьих или заячьих лапок.
Слово «унты» произошло от эвенкийского «унта», то есть «обувь». Подобные сапоги изготавливали из оленьих или заячьих камусов, то есть шкуры с ног животного. Подошву у обуви делали из стриженой шкуры оленя, а изнутри унты обшивали мехом. В большинстве случаев особой высотой они не отличались, однако если сапог был высоким, то под коленом его стягивали вздержкой. Классическим элементом является инкрустация бисером или вышивкой. Внутреннюю стельку унтов делали по возможности из войлока, что обеспечивало дополнительный комфорт носящему. Кстати, вариация унтов из овчины стала излюбленным предметом гардероба лётчиков времен Первой мировой, так как позволяла сохранять ноги в тепле даже в условиях экстремальных высот и открытой кабины.
Источник: http://www.furfur.me/furfur/culture/culture/168657-traditsionnaya-odezhda-narodov-kraynego-severa
По сути, дизайн кухлянок универсален для множества самых разных народов Крайнего Севера. Региональные различия, конечно, есть, но не такие уж существенные: где-то к такой конструкции пришивают рукавицы, где-то капюшоны, где-то специальные нагрудники. Но материал (хотя некоторые племена предпочитали использовать шкуры нерп) и покрой оставались неизменными. А знаменитое слово «парка» — его эскимосская этимология всплывает в каждой статье про N3B — означало также куртку из оленьей кожи, просто с удлинённым задним подолом, капюшоном и распашную. Вообще, на территории современной России такая конструкция была, скорее, более характерна для женщин, но «американские эскимосы» использовали её зимой в качестве верхнего слоя.
Рукавицы, как и обувь, вышивались из камуса молодых оленей. Другим широко используемым материалом была ровдуга — замша из оленьей или лосиной шкуры. Запястную часть обычно украшали бисером или цветными нитями.
Источник: http://kraskedr.ru