Краткий гид по истории болгарской иконы и ее символике, зашифрованной в бесценном даре творцов.Временем возникновения иконописи в Болгарии принято считать 865 год, когда христианство было объявлено официальной религией. Однако не исключена вероятность, что иконы появились в стране гораздо раньше, ибо славяно-болгарское государство возникло на землях, издавна населяемых христианами. Первые иконы писали на керамических плитках. В отличие от более поздних образов, лик писали на зеленом фоне, символизирующем победу жизни над смертью. Со временем традиция иконописания изменялась и на смену зеленому фону начали использовать пурпурный или красный цвета. С одной стороны, при использовании этих цветов сохранялся древний смысл красного цвета — плодородие и рождение новой жизни, с другой — красный цвет становился символом царственности. Использовать золотой фон в иконописи стали лишь в конце X века — влиянеие византийской школы иконописи. Самыми почитаемыми в Болгарии иконами являются лики Христоса Пантократора, святого Димитрия и святого Георгия – символы мужества и непреклонной веры.История иконописи в Болгарии тесно связана с историческими судьбами болгарского народа, с выпавшими на его долю трагическими событиями эпох чужеземного владычества. Житийные эпизоды, нередко имевшие своей основой апокрифические сказания, давали больший простор творческим возможностям живописца, вносившего в изображение этих сцен ряд реалистических деталей или жизненно правдивых ситуаций, бывших лишь элементами в условном языке иконописца. В живописном искусстве Балкан житийная икона воспроизводилась по одним и тем же принципам оформлениям ее различия сводились преимущественно к деталям. Обычно центральное место занимала фигура святого, изображаемого стоящим или сидящим, во весь рост или до пояса. На двух или всех четырех сторонах рамки помещались сцены из его жития. Интересным образцом иконы, написанной с соблюдением перечисленных выше канонов, является икона «Чудо Георгия о змие» с житием, созданная в 1684 году живописцем Иоанном села Чевиндол Великотырновского округа.О том, что символизирует эта и другие иконы Болгарии SmartTrip попросил рассказать искусствоведов, курирующих крупнейшую экспозицию православного искусства в крипте кафедрального собора Александра Невского в Софии и гида по Болгарии, большого знатока истории и культуры Балкан, Зою Аврамову.
Скорпион в традициях христианской иконописи олицетворят зло и является символом духовного искушения. Редчайшим примером изображения членистоногого является икона «Житие Дмитрия Солуньского», конец XVII — начало XVIII века из церкови св. Димитрия,село Бобошево. Он изображен сидящим на высоком троне и попирающим ногами скорпиона. Слева над ним ангел, протягивающий ему венец мученической славы.В боковых клеймах помещены изображения св. Димитрия и св.Георгия на конях, под ними расположено по 5 сцен из жития Димитрия Солуньского.Справа: св. Димитрий исповедует свое христианство перед царем Максимилианом;— заключение св. Димитрия в темницу;— Димитрий побеждает зло, олицетворяемое скорпионом,— Димитрий вновь призван на суд Максимилиана;— Димитрий воскрешает умершего.Слева: христианин Нестор посещает св. Димитрия в темнице;— борьба Лия с Нестором и смерть Лия;— Максимилиан узнает, что Димитрий благословил Нестора на борьбу с Лием;— воины входят в темницу и находят Димитрия молящимся;— усекновение главы св. Димитрия.
Свернутый свиток в левой руке святых символизирует мудрость. Его можно увидеть в руках у младенца Христа на иконе Богоматерь Кехарифомени XVI века из Несебра. На иконе святого Иван Рильского середины XIV века в Рильском монастыре.
О широком распространении в Болгарии культа св. Димитрия свидетельствуют разнообразные данные. В основу одного из самых ранних свидетельств легли, по всей вероятности, действительные события. Византийский историк Никита Акоминат рассказывает, что Асень и Петр, болгарские бояре, начали внушать народу, что божиим благоволением болгарам будет дарована свобода и что по этой причине «мученик Христов Димитрий оставил митрополичий город Солунь и тамошний храм и отказался от сожительства с ромеями и перешел на их (болгар) сторону, дабы стать соратником и помощником в их деле». В действительности эта легенда не была создана Асенями, как сообщает историк. Они лишь воспользовались распространившимися после взятия Фессалоник в 1185 году норманнами слухами о том, что покровитель и защитник города — св. Димитрий покинул город. Возможно, что в это же время из Фессалоник была тайно увезена в Северную Болгарию какая-либо чтимая икона св. Димитрия, что дало повод двум тырновским феодалам, братьям Асеню и Петру, обратиться к народу с призывом к свержению византийского ига, ссылаясь при этом на покровительство святого. Восстание против Византии было объявлено в храме св.Димитрия в Тырново, успех его утвердил веру в помощь святого, который был провозглашен покровителем династии Асеней. Очень правдоподобным представляется предположение, что в приведенной выше эпиграмме нашло отражение ликование ромеев при известии, что знаменитая икона св. Димитрия была найдена во дворце самого царя Петра. По велению императора для этой иконы был изготовлен драгоценный оклад, на котором были выгравированы стихи Феодора Вальсамона.Чаще всего св.Дмитрия изображают в традиционной позе всадника, сидящего на скачущем вправо красном коне (исключением является икона св.Дмитрия 1617 года из Велико-Тырново, где всадник и конь смотрят вправо). Левой рукой святой держит поводья, правой вонзает копье в поверженного на землюврага. Иконописцы очень выразительно изображают копье, пронзающее шею врага, брызнувшую из нее кровь и позу коня, попирающего копытом поверженное в прах тело.